Палисандр (palysandr) wrote,
Палисандр
palysandr

Categories:

110 лет московскому трамваю

31.02 КБ
Сегодня исполняется 110 лет московскому трамваю. Всех трамваелюбов и трамваеведов с юбилеем! Ну а самому юбиляру – семь футов под рельсами и еще десять раз по 110!
На фото: Трамвай выезжает из ворот Электрического парка на Башиловке, самого первого в городе. 1910 г. (из книги С.А.Тархова «История московского трамвая». М., 1999).

Электрическая легенда

Ровно 110 лет назад из ворот Электрического парка на Новой Башиловке (это здание существует по сей день) выехал первый трамвайный вагон. Век и еще десятилетие вместили много событий. Трамвай в Москве знавал времена расцвета и упадка, доминировал в центре и вытеснялся на окраины... В последние десятилетия столичный трамвай существует в условиях жесточайшей конкуренции – в первую очередь с метрополитеном и автомобилем.
Первая линия трамвая была открыта на Нижней и Верхней Масловке 6 апреля 1899 года (по новому стилю). Москва оказалась далеко не первым городом в Российской империи, заполучившим этот новый вид транспорта. Пионером трамвайного движения в стране стал Киев, затем самодвижущиеся вагоны побежали по улицам Нижнего Новгорода, Курска, Орла, Витебска… А вот Первопрестольная, имевшая внушительный парк конок, «запрягала» долго. Но зато потом поехала – согласно поговорке – быстро.
К 1910 году трамвай пришел практически во все районы города, включая даже топографически проблемное Дорогомилово (здесь строительству трассы долго препятствовали крутой уклон Смоленской улицы и старый мост через реку). В 1909 году, после жарких дебатов в городской Думе, трамвайные рельсы проложили непосредственно по Красной площади – и они лежали там потом два с лишним десятилетия. Вскоре трамвай окончательно вытеснил с улиц города конку. Хотя извозчики, как реликт старой Москвы, сохранялись вплоть до конца 30-х…
Трамвай привлекал горожан сравнительной дешевизной, скоростью, комфортом (здесь каждый кондуктор был немножко москвоведом). Трамвайное хозяйство было отлаженным механизмом, не допускавшим сбоев. В 1919 году, однако, этот механизм остановился – и в некоторых районах на долгие годы. Трамвайный коллапс времен военного коммунизма – самая грустная страница в истории этого московского транспорта.
Зато время с середины 20-х до середины 30-х годов справедливо называют золотым веком московского трамвая. Хозяйство налаживается, население столицы растет, промышленность крепнет. Конкурентов у трамвая в ту пору еще нет (троллейбус появился в 1933-м, метро в 1935-м; автобус в середине 20-х, но проезд на нем стоил заметно дороже). Это время, пожалуй, – самый легендарный для трамвая период. Трамвай в воображении советских градостроителей-утопистов выглядел транспортом будущего, живым символом индустриальной революции, эмблемой «железного» века моторов. Это уж потом, с середины 30-х, трамвай стали постепенно оттеснять куда-то на идеологическую периферию. Он уже подавался в официальной печати как отсталый, старомодный вид транспорта, тормозящий стремительную поступь социализма. Посмотрите любой фотоальбом с видами «сталинской» Москвы (после 1935 года) – там на снимках вы почти не увидите трамвай. Одни троллейбусы...
Сегодня интересно рассматривать не только старые фотографии города, но и транспортные схемы тех лет, и уцелевшие указатели маршрутов. Сухие на первый взгляд документы, они порой рассказывают об эпохе красноречивее мемуаров. Ведь трамвай – не только ностальгическая деталь, «примета времени» в художественном произведении. Отталкиваясь от трамвайной истории, можно понять некоторые закономерности общей истории города и даже, быть может, сделать важные открытия. Особенно это характерно для узловых моментов эпохи. Судьбы исчезнувших трамвайных маршрутов подчас помогают осмыслить биографии улиц и людей, с ними связанных.
К примеру, знаете ли вы, какой московский трамвай ходит по своему маршруту дольше всего? Оказывается, №43 сохранил общий рисунок своей трассы аж с 1931 года. Если же сузить поиск, то вне конкуренции оказывается «четверка»: она с 1907 (!) года бессменно ходит по Преображенской улице и Стромынке – исключая, впрочем, период разрухи начала 20-х гг.
А какими «густонаселенными» были некоторые трамвайные конечные! В 1936 году на станции «Ленинская слобода (ЗИС)» – разворачивалось целых семь номеров. Все маршруты Москвы были протяженными и извилистыми. Кажется, на трамвае без пересадки можно было доехать откуда угодно куда угодно. Вот типичные маршруты образца 1931 года: «Сокол – Измайловский парк», «Дорогомилово – Черкизово», «Нижние Котлы – Марьина Роща». Это целое путешествие из одного конца города в другой – и, между прочим, сквозь центр.
Слова «трафик» тогда еще не знали, но напряженность движения на отдельных рельсовых участках была потрясающая: в начале 30-х по иным улицам запросто курсировало 9–10 маршрутов, а по Лубянскому и Театральному проездам – целых 11.
От широких улиц не отставали и узкие переулки. По 1-му Смоленскому ходило перед войной 6 маршрутов, по Безбожному (ныне Протопоповскому) – 8. В часы пик вагоны шли сплошным потоком, но строго по графику. Москва в те времена знала только один вид пробок – трамвайные, да и то лишь на самых напряженных рельсовых развязках (например, у Большого театра).
А осенью 1942 года на пригородных трассах (Новогиреево, Нагатино, Фили и др.) организовали движение особых «огородных» трамваев. Их переоборудовали так, чтобы москвичам, имеющим земельные наделы у окраин города, было удобнее вывозить урожай овощей.
При изучении трамвайной истории вспоминается одна круглая, но при этом грустная дата: первая городская линия на Верхней и Нижней Масловке была закрыта… в год своего 100-летия, летом 1999-го. Cтроящееся Третье кольцо в ту пору «съело» трамвайные линии также на улицах Двинцев, Беговой, Вятской.
К 2012 году городские власти обещают открыть в Москве первую линию скоростного трамвая – на шоссе Энтузиастов, где и сегодня существуют выделенные пути трамвая обычного. Каким в действительности станет «трамвай ХХI века», покажет время.

© «Московская правда» от 6.04.2009 (с сокращениями)
Tags: история, москва, транспорт
Subscribe

  • Меткий выстрел инспектора Лестрейда

    «Овчарка бросилась вслед за незнакомцем. Тот на ходу вытащил травматический пистолет и выстрелом в голову убил псину». Ну, хоть у кого-то…

  • Очень правильная статья, я считаю

    «Людей, которые бегают с ружьем за бездомными собаками, я не люблю. Но и собак я тоже не люблю, потому что они кусаются. Вернее, я не люблю их…

  • Артхаусные частушки

    Во саду ли, во поле – Уважуха Копполе! Не хочу я бублика: Покажите Кубрика! Мы не слушаем Кобзона, Смотрим фильмы мы Озона. Мы не любим Кинчева –…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments

  • Меткий выстрел инспектора Лестрейда

    «Овчарка бросилась вслед за незнакомцем. Тот на ходу вытащил травматический пистолет и выстрелом в голову убил псину». Ну, хоть у кого-то…

  • Очень правильная статья, я считаю

    «Людей, которые бегают с ружьем за бездомными собаками, я не люблю. Но и собак я тоже не люблю, потому что они кусаются. Вернее, я не люблю их…

  • Артхаусные частушки

    Во саду ли, во поле – Уважуха Копполе! Не хочу я бублика: Покажите Кубрика! Мы не слушаем Кобзона, Смотрим фильмы мы Озона. Мы не любим Кинчева –…