Палисандр (palysandr) wrote,
Палисандр
palysandr

Categories:

На пассажирском поезде по Окружной

В воскресный полдень 30 ноября на перроне Киевского вокзала встретились любители московской транспортной экзотики, как то:
Палисандр, москволюб и рельсофил:


ora_de_montale, носитель тайного знания о московских древностях:


petrovna, душа компании, а также фотолетописец поездки…


…и отправились, вместе с ватагой попутчиков, в кругосветное путешествие по Малому кольцу Московской Окружной железной дороги, где пассажирские поезда не ходили аж с 1930 (!) года. Паровоз Л-5231 стал первопроходцем нового маршрута, который, вполне возможно, будет теперь постоянно действующей туристической трассой.
В 12.30 паровоз дал гудок, дыхнул паром на вокзальную толпу – и покатил. Как говорится – ПОЕХАЛИ!


За окнами промелькнули станция «Кутузово», строящийся небоскреб Mirax Plaza…


Затем поезд проскочил Дорогомиловский мост (рядом с которым было когда-то однопутное ответвление к Бадаевскому заводу):


Окрестности станции «Пресня» заволокло дымом из паровозной трубы. Давненько в этих краях не видали действующего локомотива на паровом ходу, да еще с пассажирскими вагонами!


В районе Шелепихи перед пассажирами возникли мощные градирни:


Пассажиры уникального рейса пристально всматриваются в даль. Какие еще виды откроются им из окна?


Проезжаем станцию «Лихоборы», главную станцию МОЖД, «столицу Окружной». В кадре – железнодорожная техника неизвестного нам назначения:


Виды из окон не всегда изобилуют высокой эстетикой. (Помойки и пустыри, щадя нервы читателя, мы здесь помещать не будем.) Вот автобусный парк №7 у пересечения с Дмитровским шоссе:


А вот и сама «Дмитровка» в районе Верхнелихоборской улицы:


За деревьями, на углу Алтуфьевского шоссе и Сигнального проезда, – храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Из истории храма: построен в 1859 г. на средства Г.М.Толоконникова. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Храм никогда не закрывался, даже во времена гонений на церковь. Во время войны в 1941 г. в него не попал ни один снаряд, хотя немцы обстреливали эту местность.


Близ линии МОЖД много гаражей, старых железнодорожных строений, фабричных корпусов. Типичный пейзаж (в районе станции «Владыкино»):


За клубами паровозного дыма едва видно небольшую речку (Лихоборка?), протекающую под ж./д.-путями:


«Песня металла». Колоритная индустриальная ржавчина в окрестностях станции «Ростокино».


Как только мы пересекли пути Ярославского направления, за окнами замелькали березы. Запахло Русью. Некрасовым, Есениным... Это – природный национальный парк «Лосиный остров». В роще видна соединительная ж./д.-ветка.


На станции «Белокаменная» – короткий привал. Паровозу надо отдохнуть. Пассажиры выходят погулять. Эта станция, кстати, часто «снимается» в кино, особенно в исторических фильмах, где нужно показать дореволюционную натуру, паровозы, пакгаузы, пути без электропроводов…


Кому – выходной, а кому – трудовые будни. Смазчик, взяв масленку, отправился делать паровозу и вагонам «профилактику»:


Мощным колесам тоже нужна передышка:


Станционный домик «Белокаменной» – один из самых скромных (в архитектурном отношении) на МОЖД. И, как и многие другие станции, к 100-летию дороги он был выкрашен в бело-голубой цвет. Краеведам, и нашему экскурсоводу в том числе, не нравится этот «евроремонт». Ведь оригинальная гамма всех построек МОЖД – красно-белая.


Подобных руин (фабрики, казармы, склады и т.п.) очень много вдоль нашей трассы. Зрелище, конечно, на любителя. Когда МОЖД превратят в пассажирскую магистраль, все это снесут. Так что наслаждайтесь «археологией», пока она цела. Характерная руина где-то в Лосинке:


Проехали Черкизово. Измайловский Кремль (ХVII век). Знаменитый памятник в неожиданном ракурсе:


Пересечение с путями Казанского направления (близ станции «Андроновка»). Железнодорожно-промышленная поэма.


Малопримечательная местность под названием Новая Хохловка. Сплошная, нескончаемая промзона. А еще этот район любят фанаты железнодорожной экзотики. Здесь поблизости проходили боковые ветки: к станциям «Бойни», «Симоново» и «Лизино». Станции эти давно упразднены, но пути (заржавевшие) частично сохранились. Топонимика здесь соответствующая: Эндокринный завод, Газгольдерная улица…


Едем дальше. Миновали «Угрешскую» с близлежащим военным сборным пунктом. Приблизились к «Кожухову». Пахнуло Южным портом (станция с таким названием есть на боковой, активно действующей ветке МОЖД):


Широко раскинулись бескрайние просторы завода «ЗИЛ». Окружная дорога проходит непосредственно по владениям легендарного предприятия. Гордость отечественного автопрома (основан в 1916-м миллионером Рябушинским) переживает не лучшие времена. Когда-то здесь трудилось в три смены 70 тыс. человек. Теперь – только 8. Многие корпуса выглядят заброшенными:


Даниловский мост. Вид на юг. Мост носил до революции имя цесаревича Алексея, здесь был даже особый знак в его честь. Большевики знак, естественно, сбили, мост переименовали. Сегодня он – наиболее аутентичный из 4-х мостов МОЖД через Москву-реку. Но для того, чтобы пустить здесь пассажирские электропоезда, мост нуждается в серьезной реконструкции.


Едем над Варшавским шоссе. Слева на нем – выделенные трамвайные пути. Отсюда вагоны идут в Чертаново и Нагатино.


Торговый комплекс где-то в районе Загородного шоссе. Внизу видны отходящие от основного пути рельсы боковой (соединительной?) ветки:


Миновали платформу с жизнеутверждающим названием «Канатчиково», просвистели длинным туннелем под Ленинским проспектом (там есть законсервированный перрон, уже не первый год ждущий пассажиров). И тут нам открылся дивный вид на Воробьевы горы примерно от упраздненной станции МОЖД «Воробьевы горы» в Хамовниках. В ее станционном домике теперь – транспортная прокуратура. Но станция, в принципе, готова к превращению в пассажирскую.


Сделав полный круг, поезд двинулся в сторону путей Рижского направления, чтобы завершить маршрут у Музея железнодорожного транспорта. По пути, с Дорогомиловского моста, открылся вид на Фили и Западный порт:


Путешествие окончено. Спасибо организаторам мероприятия (одна туристическая фирма), отличному профессионалу-экскурсоводу Илье Тихонову и машинисту ретро-локомотива, виртуозу своего дела Михаилу Демидову.
Автор фото, напоминаю, – petrovna. Ей хвала и респект.
Subscribe

  • Артхаусные частушки

    Во саду ли, во поле – Уважуха Копполе! Не хочу я бублика: Покажите Кубрика! Мы не слушаем Кобзона, Смотрим фильмы мы Озона. Мы не любим Кинчева –…

  • Начала и концы

    Есть время открывать проекты, есть время завершать проекты.

  • Главные события столетия

    Ноябрь 1910 – уход Толстого из Ясной поляны. Ноябрь 2010 – приход Пелевина на церемонию «Большой книги». (в списке финалистов, напомним, – его…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments

  • Артхаусные частушки

    Во саду ли, во поле – Уважуха Копполе! Не хочу я бублика: Покажите Кубрика! Мы не слушаем Кобзона, Смотрим фильмы мы Озона. Мы не любим Кинчева –…

  • Начала и концы

    Есть время открывать проекты, есть время завершать проекты.

  • Главные события столетия

    Ноябрь 1910 – уход Толстого из Ясной поляны. Ноябрь 2010 – приход Пелевина на церемонию «Большой книги». (в списке финалистов, напомним, – его…